Описание: D:\Картинки\Музыкальные картинки\Ноты23.jpg

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

"Музыка на занятиях по развитию речи"

Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников - для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе.

 У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей. Одна из них (пожалуй, самая основная) заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. А сам звук всегда являлся и является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. Еще до появления привычных для нас слов, и уж тем более предложений и текстов, звук был единственно возможным средством общения между людьми. И музыкальное произведение, и человеческая речь - это возможность общения с окружающим миром, это своего рода тексты, которые требуют определенного прочтения, раскодирования и усвоения. Обратите внимание, что и речь, и музыка имеют свой особый письменный код – азбуку и ноты, с помощью которых сохраняются тексты и партитуры. Речь, в особенности ее письменные формы, превратившиеся в произведения литературного искусства, становятся содержанием музыки, но и музыка становится содержанием речи, общения, обмена чем-то сакральным, личным, глубоким.

 Музыка и музыкально-художественная деятельность – это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть. Используя эту привязанность детей к музыке, можно повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка.

 Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким-то невообразимым образом подбирая их.

Музыка в руках компетентного, вдумчивого и творческого педагога может стать содержанием беседы о внутреннем состоянии ребенка и взрослого, о настроении человека, его эмоциональных переживаниях. Например, ребенок приходит в детский сад с неважным настроением, разговаривать не хочет. Воспитатель предлагает ему послушать музыку, которая соответствует его состоянию. Совместное слушание музыки и сопоставление ее с собственным настроением содействуют улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию диалогической речи, обогащению словарного запаса, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах.

Слушание музыки и музыкально-исполнительская деятельность детей содействуют становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом и ритмом, тембром. Используя соответствующие музыкально – речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать поставленные задачи. Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.

 Для того чтобы подобный процесс осуществился, воспитателю необходимо хорошо представлять особенности восприятия детьми музыки и четко понимать коммуникативную задачу, которая ставится на занятии по развитию речи. Важно помнить, что механизм, побуждающий детей к высказыванию, к развитию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии, творчества. Образность мышления ребенка влечет за собой игру, активизируя все познавательные процессы.

 Анализ образовательных программ для дошкольников позволяет обозначить несколько тем, музыкальные образы которых могут стать предметами развития и обогащения речи ребенка. Например, настроения и чувства, сказочные персонажи, волшебные предметы и обычные вещи, явления действительности, картины природы.

 Попытаемся обозначить некоторые принципы, понимание которых позволит воспитателю интересно и эффективно использовать музыку на занятиях по развитию речи дошкольников.

1. Отбирать музыкальный репертуар в соответствии с критериями:

• Эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;

• Богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;

• Инструментальные произведения;

• Особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.;

• Наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии;

• Наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;

• Наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его);

• Длительность звучания музыкального произведения: от 1 до 5 минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и до 7-10 минут в старшем;

• Художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем (разными исполнителями);

• Качественность аудиозаписи музыкального произведения.

2. Важным условием становится подготовленность ребенка к восприятию конкретного музыкального образа, наличие опыта взаимодействия с предметом, представления о природном явлении, опыт переживания определенного эмоционального состояния.

З. В процессе занятия обязательно стремиться к соблюдению алгоритма (пошаговой организации данной деятельности), а именно:

• Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержать паузу!

• Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.

• Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, активизация желания послушать его еще раз.

• Создание условий для выражения ребенком результатов восприятия музыки в речевой деятельности. Возможно, объединить несколько видов деятельности (например, говорим и рисуем, говорим и двигаемся, говорим и сочиняем).

 Целесообразно организовать такую работу с детьми не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года.

 Помимо занятий колоссальное значение в развитии речи приобретают тематические беседы. Беседа как форма индивидуального взаимодействия воспитателя с ребенком содержит особый педагогический смысл в развитии связной, грамматически правильной речи, обогащении и активизации словаря дошкольника, поскольку эта деятельность строится на примере, образце, подражании для воспитанника.

Hosted by uCoz